История женского бокса прослеживается с момента его зарождения в Лондоне в 1720х годах (а скорее всего, гораздо дальше в глубь истории). В течение ста пятидесяти лет после этого женщины спорадически выходили на ринг, чтобы участвовать в демонстрационных и соревновательных боях, а также дрались за приз. В конце 19 века, благодаря усилиям Ричарда Фокса и его "Полицейской газеты", женский бокс получил широкую известность в Штатах и за их пределами.
Реальная история женского бокса началась в конце 20 века, когда женщины стали буквально штурмовать правительственные учреждения, спортивные ассоциации и боксерские ринги. В 1950х годах появилась целая плеяда боксерш, выходивших на профессиональный ринг, среди них - Барбара Баттрик, ДжоЭнн Хаген (Верхаген) и Филлис Куглер. Спорт снова расцвел в 1970х годах, благодаря отчаянным усилиям первооткрывательниц.
Семидесятые годы прошлого века ознаменовались появлением многих "впервые" среди женщин, включая отмену многих запретов, получение первой официальной лицензии на право женщине боксировать, проведение санкционированных женских поединков и разрешение на бои длительнее 4 раундов
К концу 20-го века на профессиональных рингах появилась плеяда выдающихся женщин-бойцов: Стефани Харамийо, Делия 'Чикита' Гонзалес, Лаура Серрано, Бриджетт Рили, Регина Халмих, Кристи Мартин, Дейдре Гогарти, Лейла Али, Джекки Фрейзер-Лайд, Люсия Рийкер, Ада Велес, Ивонн Каплз, Бонни Канино, Сумия Анани, Мия Сейнт-Джон, Шевель Холлбек, Вонда Вард, Марта Салазар, Энн Волф и многие другие...
Женский бокс вступил в 20 век весьма многообещающе - он стал бурно развиваться. В Олимпийские Игры 1904 года в Сент-Луисе мужской и женский бокс вошли как демонствационные виды спорта. Однако, в отличие от мужского бокса, женский бокс не только не стал олимпийским или международно признанным видом спорта, но долгое время рассматривался как курьёз или экзотическое занятие женщин. желающих подражать мужчинам. Тем не менее, на протяжении всего 20-го века были женщины-этнтузиастки, занимавшиеся боксом и состязавшиеся в нём, преодолевая многочисленные препоны и запреты, установленные мужчинами. У этих энтузиасток и в мыслях не было подражать мужчинам – в силе ударов и в боевой ярости.
Развитие женского бокса шло совершенно иными путями, чем развитие других видов женского спорта. Женщины из среднего класса боролись за право участвовать в "почитаемых" видах спорта, но столкнулись с упорным сопротивлением и ограничениями со стороны доминирующей тогда медицинской доктрины "женской уязвимости", согласно которой энергичные упражнения не подходят женщинам. Развитие основных видов спорта базировалось на представлениях о половых различиях, о том, что разница в строении женского и мужского тел предусматривает разницу в женском и мужском спорте. В то же время, женский бокс казался вызовом этой тенденции, являя в чистом виде торжество женской мускульной силы и агрессивности. Тела боксеров с рельефными работающими мускулами выражали физическую мощь, обычно приписываемую только мужчинам. В то время как изуродованные лица и тела боксеров-мужчин символизировали победу героической мужской доблести, израненные женские лица и тела представлялись воплощением полного отрицания самой сути женственности и символом жестокости и негуманности. И в то же самое время, такие женские образы стимулировали возбуждающую животную чувственность. Тем не менее, настойчивые женщины не бросали бокс, но поскольку он считался развлечением низших слоев общества, он оставался "подпольным" и маргинальным видом спорта, а сами боксерши считались "скомпрометированными". Женщины из рабочих, которые свободно распоряжались своим телом в физических упражнениях, считались дикими и легкодоступными - в противоположность образу апатичной, слабой и сексуально подавленной викторианской дамы. По этой причине женский бокс всегда привлекал любителей эротики - не только представителей рабочего класса, но и местных сановников и бизнесменов. Проявления откровенной сексуальности (обнаженные груди, порванная одежда - набор мужских фантазий в качестве замены мужской жестокости по отношению к "слабому" полу) увеличивали развлекательность женского бокса в глазах муижчин.
Женский бокс пребывал в длительной "спячке" - фактически до 1970-1990х годов, когда он получил реальное признание и стал бурно развиваться. Тем не менее, женский бокс существовал и в тот период и никуда не исчезал. Сохранились разрозненные свидетельства о женщинах, занимающихся боксом, в частности, фотографии и киноленты. Некоторые активные феминистки устраивали дружеские боксерские поединки на публике, доказывая, что женщины могут делать все то, что делают мужчины. Они также хотели тем самым привлечь на свою сторону других женщин.
В те годы важным стимулом к организации женских боксерских поединков (чаще всего, срежиссированных) было, как ни странно, желание подчеркнуть женственность участниц в декорациях жесткого мужского занятия. Иными словами, в отличие от мужских боев на ринге, в которых необходимо было проявлять "истинно мужские" бойцовские качества и силу, в женских поединках по контрасту демонстрировалась женственость, грациозность и гибкость. В 1900 – 1970 годы женщины боксировали совершенно в ином стиле чем мужчины, да и в других видах спорта они пока не помышляли о жестком накачивании силы и отработке мужеподобных движений. Ушли в далекое прошлое свирепые женские бои простолюдинок за приз. Женский бокс начала 20 века чаще всего представлял собой что-то вроде легкого танца с пчелиными ужаливаниями (не путать с "пчелиностью" тяжеловеса-нокаутера Мохаммеда Али). Иными словами, женщины пришли в бокс со своим стилем, вполне женственным и даже грациозным.
В колонке красоты газеты “Нью Йорк Ивнинг Уорлд” за 27 февраля 1905 года говорилось: “Для девушек полезно учиться боксировать”. Почему? Потому что “эти упражнения улучшают баланс тела, изящество и бодрость движений”. Упражнения, которые были особо рекомендованы школьницам включали хуки в голову и удары в солнечное сплетение. Согласно “Нью-Йорк Уорлд” молодые дамы, посещавшие “Академию Мэдисона” в Нью-Йорке, тренировались, среди прочего, в борьбе и в боксе. “Женщина-боксер Анни Линч наносила удары посильнее молодого мужчины. Каждый удар направлялся прямо от плеча, не неуклюже и медленно, как некоторые могли бы ожидать, но в нем чувствовался вес тела, инициировавшего его”.
Одним из направлений движения суффражисток на рубеже XIX и XX веков были призывы к женщинам-служащим заниматься боксом для укрепления здоровья и для обучения навыкам самообороны. Образ сильной смелой боксерши был очень привлекательным для тех женщин, которые боролись за свои права. Однако в те времена существовали две противоположные тенденции: эмансипация женщин привела к тому, что женщины стали заниматься многими традиционно мужскими делами, но, в то же время, вследствие гуманизации западного общества и жизненных устоев бокс стал рассматриваться как жестокий и вредный спорт, в особенности для женской репродуктивной функции. Вероятно, вторая тенденция временно одержала верх, когда женщины добились равных прав.
Потребовались многие десятилетия, чтобы женский бокс стал походить на мужской, со ставкой на изощренную технику, точность, резкость и нокаутирующие удары. Именно в период "омужествления" женского бокса он привлек негативное внимание общественности, в результате чего были предприняты серьезные усилия запретить женский бокс.
И все-таки развитие женского бокса не угасало не протяжении трех четвертей 20 века. В 1920е годы занятия женщин боксом были довольно частым явлением. Бокс был популярен среди богатых американок, которые считали его хорошим способом поддерживать фигуру и физическую форму. В частности, бокс был одной из составляющих занятий по физической культуре среди молодых дам г. Бостона (США).
Женский бокс (наряду с женской борьбой) был одним из излюбленных зрелищ на британских ярмарках (см. Историю женского рукопашного единоборства. Начало 20 века). Одна из самых ярких боксерш середины двадцатого века, британка Барбара Баттрик, начинала боксерскую карьеру на таких ярмарках. В водевильных представлениях с борьбой и боксом принимали участие Полли Бернс, Белл Гордон и Харриет Сибек.
В начале столетия были и другие боксерши, в частности, сестры Джонсон, по прозвищу “Матчессы” (“Matchetts”) которые выступали в красных бархатных платьях, украшенных янтарными манжетами и золоченой тесьмой, что дополнялось боксерскими перчатками. Имя “Матчессы” возникло в связи с тем, что ведущий шоу уверял публику, что может провести у себя в павильоне любой боксерский матч.
Американская силачка Мери Форд вступала в боксерские и борцовские поединки с мужчинами и женщинами во время гастролей по Северной Америке. Она вызывала на поединок мужчин и женщин, но для участия мужчин ставились два условия: чтобы он не был профессиональным боксером и не был намного тяжелее Мери. Недавно обнародована еще одна информация о чемпионке по боксу начала ХХ столетия. Чемпионский боксерский пояс с гравировкой демонстрировался на английском рынке, он принадлежал женщине, получившей его за победы в боксе. Об этой боксерше рассказывали, что она обычно выступала со своим мужем, который предлагал публике померяться силами с дамой. Любопытно, что это было время, когда британские женщины не имели даже избирательных прав.
Великий американский изобретатель Томас Эдисон снял несколько фильмов, воспроизводящих боксерские матчи, некоторые из них – с участием женщин (в том числе, знаменитый “Бокс сестер Гордон”). Действительно, боксерский поединок сестер Гордон, как и более ранний фильм с Белл Гордон свидетельствует о том, что такие представления были весьма популярны в театрах и на ярмарочных площадках. Эдисон не был единственным, кто осуществлял съемки женщин-боксеров во времена немого кино. В начале 1900х годов Митчелл и Кеньон, кинематографисты из Англии, создали фильм “Дамы-боксеры". В этом фильме две боксерши спасают мужчину от банды гангстеров на провинциальном рынке.
Иногда полиция пресекала боксерские поединки с участием женщин. В репортаже за 29 февраля 1916 года говорится: “Хелен Хилдрет, дама – кулачный боец, прекрасно держалась в смешанном поединке против Джонни Аткинсона в тот момент, когда полиция и чиновник по боксу Фред Венк ворвались на ринг и приказали прекратить поединок”
Сохранившиеся до наших дней архивы 1900х годов свидетельствуют о том, что женский бокс стал к тому времени непременным атрибутом боксерских представлений. Известно также, что многие боксерши были связаны с известными именами боксеров-мужчин. Репортаж в “Шоумене” в 1901 году упоминал кулачное представление с участием “Профессора Болла” и некоей Рози Денверс, “чемпионки мира по дамскому боксу” из Лондона. Профессор Алф Болл в молодости был кулачным бойцом, который дрался в перчатках и без них, а после окончания боксерской каьеры стал организовывать представления на ярмарках. Кстати, тогда было общепринято присваивать боксерам кличку “профессор”. Когда репортер из “Шоумена” прибыл на место представления, его приветствовали знакомым аннонсом: “Если вы любите истинный спорт, не упустите случая посмотеть это шоу. Профессор Болл будет боксировать в течениое трех раундов с Рози Денверс, чемпионкой мира по боксу среди дам. Приходите и вы увидите этот грандиозный рукопашный бой…” Репортер рассказывает: “Когда арена заполнилась, на сцену вышел Профессор Болл, а вслед за ним – мисс Денвер, у каждого из них была рапира. Они поприветствовали публику и стали демонстрировать фехтовальные финты, выпады и блоки, в далеко не в мягкой манере. Клинки со звоном ударялись друг о друга, дуэль была стремительной и яростной, так, что можно было с уверенностью сказать, что демонстрация фехтовальной техники здесь была намного искуснее, чем демонстрации в других, более знаменитых театрах… Затем состоялся боксерский матч. Быстро надев перчатки, соперники разошлись по своим 'углам', пока не подали сигнал к бою, и началась потеха. Пара бойцов сражалась под подбадривающие вопли благодарной публики: 'Вдарь ему как следует, оглоушь его, Рози!' – вопил какой-то молодой восторженный зритель. Но Рози не нуждалась в подсказках, она тузила профессора, а профессор тузил ее в ответ, пока время боя не истекло и рефери не дал команду отбой”. Конферансье подталкивал зрителей платить больше денег: 'Чем больше они получат, тем сильнее они будут ударать'. Добавленные деньги вдохновили Рози, так что в заключительном раунде она дважды посылала своего противника в нокдаун, завоевав победу в этом бою”.
Известным шоуменом, который выставлял женщин-бойцов на своих шоу, был Вильям Мур. Его дети - сын и две дочери выступали перед входом в его боксерский павильон. Семья Муров много ездила по Англии и Шотландии. Одна из его дочерей аннонсировалась как дама-чемпион по боксу. В 1912 году Мур долго добивался возвращения лицензии, которую у него забрали за то, что он разрешал своим дочерям участвовать в боксерских поединках. Крепко сложенные, в стилизованных костюмах, сестры Мур производили неизгладимое впечатление на провинциальную аудиторию. Многие женщины-боксеры, которые выступали в те времена, чаще всего попадали на ринг через родственников-мужчин, связанных с боксерскими шоу, именно так стали боксершами сестры Мур – через их отца и брата. Это же относится к бабушке некоей Ронни Тейлор, которая рассказала историю о ней: “Эти женщины собирали толпы зрителей, и они были прирожденными бойцами… Мои бабушка и дедушка боксировали друг с другом на ринге, бабушка также состязалась с другими мужчинами - об этом она рассказывала моему отцу. Бабушка надевала для боев протектор на грудь, но, по-словам дедушки, она действовала так быстро, что никто не успевал даже ударить ее”. Другой случай женский боев в боксерских павильонах описан в книге воспоминаний Матта Моргана “Сады трилистника”, где он вспоминает о Джеке Лейсе и его двух смышленных дочерях, которые выступали на рингах: “Как-то в перерыве между боями Джек попросил меня организовать выступление с участием одной из его девушек, и я охотно согласился – девушки знали, что им надо делать, если кто-то из посторонних вызовется боксировать с ними – они были хорошо тренированы для этой работы”.
Такого рода связь между женщинами-боксерами и семейными боксерскими павильонами также характерна для карьеры Анни Хикмен, которая боксировала перед “Академией бокса”, принадлежавшей ее отцу в конце 1920х – начале 1930х годов. Анни Хейес (урожд. Хикмен) родилась в Англии в 1913 году. Ее брат был местным чемпионом по боксу, так что Анни ездила с семейным боксерским павильоном и училась основам боксерского искусства. Анни вспоминала свой первый выход на ринг: “Мне было где-то четырнадцать лет, когда я стала работать перед входом на представление, но я выглядела старше, так как была крупной. Я работала с боксерской грушей и попадала по ней два раза из трех, но никому, кажется, не было до этого дела… Однажды, когда я была в Вустере, на представлении было полно цыган, и один из них заявил, что хочет драться со мной. Мой отец отказал ему, но я возражала, ведь до этого он заявлял всем, что я – чемпионка по боксу, так что, я считала, он должен мне позволить драться. Когда мы вышли на ринг с тем цыганом, я стала выполнять уходы и нырки – я смотрела на своего отца и брата и знала, что надо делать. Мой соперник был сбит с толку моими обманными движениями, так что, я затем сумела сбить его с ног – он свалился прямо на ринг”.
Некоторые из таких выступлений могли представлять собой формы демонстрационных поединков перед началом боксерских матчей, но Анни настаивает, что она действительно дралась с соперниками-мужчинами. Современница Анни Хикмен, Винни Лемм выступала в боксерских шоу под именем "Винни Девис, чемпионка по боксу среди дам". Винни выступала во многих демонстрационных боях в 1920е и 1930е годы, боксируя как с мужчинами, так и с женщинами. Шоу ее отца упоминается в издании "Всемирная ярмарка" за 1930 год: “В Уэльсе появились женщины-боксеры. На ярмарке Морристон, в павильоне Джека Лемма в страстную пятницу состоялся бой между двумя женщинами. Одна из женщин даже попыталась боксировать с мужчиной, но, хотя эти женщины подают надежды, они навряд ли достигли чемпионского класса”. В объявлении в местной прессе рекламировалось бои Винни в Уэльсе: “Мисс Винни Девис, дама-чемпион по боксу в весе мухи будет боксировать с мужчиной, хорошо извеcтным в Абердине боксером”.
Винни вспоминала о временах тех представлений и о своем опыте боев на ринге с мужчинами и женщинами: “Как-то раз я дралась с чемпионом-легковесом. Мои удары приводили его в бешенство. Он изо всех сил старался нокаутировать меня, но я умудрилась выстоять все три раунда без всякого ущерба для себя”. Винни участвовала в демонстрационном поединке против Лена Харви, британского чемпиона-средневеса.
Женщины также принимали участие в других представлениях, связанных с боксерскими шоу. Хотя у промоутера Алфа Стюарта никогда не было женщин-боксеров на его шоу, его шесть дочерей участвовали во всех эпизодах и в самой организации боксерских шоу, включая ведение шоу и парадов. Тем не менее, Гессы (семья его матери) раньше выставляли на шоу дам-боксеров, и Полли Вилсон вспоминает историю о сестре ее бабушки, которая боксировала на тех представлениях. Были и другие широко известные владельцы боксерских павильонов в Британии, на которых боксировали женщины: Рон Тейлор, Томми Вуд, Сэм МкКеоуэн и Профессор Боско.
Однако, несмотря на длинную историю женского бокса, серьезным боксершам было очень трудно по сравнению с мужчинами завоевать такое же уважение публики и заработать столько же денег, Это относится и к боксерской карьере знаменитой Барбары Баттрик. Реальную популарность женский бокс стал приобретать после того как в 1954 году по американскому телевидению демонстрировали бой суперлегковесок с участием Барбары Баттрик. Баттрик считается основоположницей женского профессионального бокса - в октябре 1957 года она стала первой чемпионкой мира по профессиональному боксу.
В первой половине двадцатого века в Великобритании, США, во Франции и в некоторых других странах были распространены кулачные бои за приз, в которых женщины не были большой редкостью. В таких поединках в основном участвовали женщины из низших сословий, а такие поединки больше смахивали на свирепые драки, нежели на спортивные состязания. Бои за приз иногда изобиловали жестокостями, случались и трагедии, например, в Новом Орлеане две боксерши погибли от мощных ударов, полученных каждой из них в бою с южноафриканкой по имени Беллона.
На этом поприще в двадцатые годы прославилась американка "Графиня" Ла Марр, бывшая балерина, ставшая боксершей и успешно выступавшая в поединках за приз - как против женщин, так и против мужчин. Имея небольшой рост (157см), Ла Марр обладала мощным телосложением (она весила 77кг) и считалась в те годы "чемпионкой мира по боксу" (хотя наверное она не была единственной в этом звании). После того как комиссии по боксу нескольких штатов запретили женщинам боксировать, Ла Марр поселилась в горах Калифорнии. В 1940х годах Ла Марр участвовала в боксерских поединках в летних лагерях, где успешно противостояла мужчинам.
Несмотря на регулирования и ограничения для бокса, выработанные в 1880х годах, которые разрешали использовать в поединках только руки, французский бокс “Сават” (где разрешены удары ногами) был также популярен, и иногда в этих боях участвовали юные девочки, начиная с 12 лет. Вот выдержка из репортажа “Полицейской газеты” за 1924 год, в котором описывается бой между 25-летней женщиной и 17-летней девушкой: “Женщина бьет ногой в голову девушки; девушка отражает этот удар левой рукой и правым кулаком бьет женщину в живот... Этот бой закончился победой старшей участницы. В другом бою победила мадемуазель Фари, которая после часа кровавого боя ударом ноги сломала челюсть другой девушке… Около 1902 года мадемуазель Ауганьер побила мисс Пинки из Англии в свирепом бою. В этом бою бокс Сават противостоял чистому боксу – Пинки лучше работала кулаками и после полутора часов кровавого поединка выглядела как победительница, но мадемуазель Ауганьер сумела ловко ударить соперницу ногой в лицо. Этот удар оставил ужасную отметину на лице английской девушки и потряс ее, так что француженка сумела еще крепко лягнуть Пинки в живот и нокаутировала ее. Восторженные почитатели француженки вынесли ее с ринга на руках”.
И все-таки большинство представлений с женским боксом в начале и середине ХХ столетия совсем не были столь жестокими, а приведенный выше бой - был редким исключением. Помимо безвредных боксерских представлений и тренировок с боксерскими грушами, некоторые малотренированные женщины участвовали в дружеских спаррингах со своими друзьями обоего пола (подобно дружеской женской борьбе). Такие занятия позволяли девушкам и женщинам не только позабавиться и утвердить равенство с мужчинами, но также продемонстровать сексуальную привлекательность мужской аудитории, которая была благодарна за столь изысканное представление (задолго до того, как подобные шоу стали коммерческими).
В десятые и двадцатые годы "Профессор" Эндрю Ньютон (чемпион Британии по любительскому боксу в 1888 и 1890) организовал в Лондоне Клуб Бокса для девушек. Клуб процветал благодаря энтузиазму лондонских спортивных девушек. Наиболее известной боксершей в клубе была Анни Ньютон. Она участвовала в показательных боксерских матчах, в тех же представлениях, что и многие профессиональные боксеры-мужчины, которых тренировал Профессор Ньютон. В 1924 году был назначен бой на звание чемпионки мира среди дам между Анни Ньютон и Мисс Мэдж Бейкер. Предстоящий поединок широко комментировался в прессе и произвел огромный переполох. В результате, за неделю до назначенного времени, бой был отменен указом министерства внутренних дел. После Первой Мировой войны Анни Ньютон, военная вдова, боксировала, чтобы поддержать свою дочь.
Французская киностудия «Гомон» создала фильм «Лондонские женщины-боксеры» о девушках их этого клуба. Профессор Ньютон работал в этом филме над боксерскими декорациями.
После Первой Мировой войны врачи и социальные работники громко возражали против участия женщин в боксе (так же как и в футболе, в водном поло и в некоторых других видах спорта). Тем не менее, были женщины-боксеры и промоутеры женского бокса в Западной Европе, Южной Америке, Южной Африке и на Субконтиненте Индии. Мотивом работающих женщин обычно было заработать деньги. Одна из них, Анни Ньютон, рассказывала лондонскому репортеру: ”Вот дела! Все эти разговоры о женском боксе, как об унизительном, рискованном и слишком тяжелом занятии кажутся мне смешными. А разве не так же унизительно или менее тяжело скрести полы?” Новая мода на стройных заставляла женщин идти в гимнастические залы. В статье, опубликованной в 1928 году, говорилось, что гимнастический зал Джека О'Браена в белом районе Бродвея, который раньше посещали одни мужчины, теперь переименован в “Институт уменьшения плоти” и в нем теперь доминируют женщины. Но, наряду с другими видами спорта, охарактеризованными как вредные для женщин, женский бокс встречал резкий отпор и всеобщее отрицание. Это мнение обосновывалось тем, что такого рода занятия делают женщин мускулистыми, а значит - уродливыми. Кроме того, опасались, что сильные удары могут вызвать рак или другие неприятности для внутренних женских органов и молочных желез и таким образом повлиять на способность женщин рожать и выкармливать детей.
Пропоненты женского бокса, в свою очередь, настаивали на том, что женские репродуктивные органы хорошо спрятаны и защищены и по-видимому даже меньше подвержены травмам, чем мужские наружные половые органы. Они считали, что женщины, как и мужчины могут носить приспособления, защищающие уязвимые места. "Аргументы в пользу запрещения бокса в принципе так же справедливы по отношению к мужчинам, как и к женщинам, но различие в подходе к одному и тому же явлению – боксу в зависимости от пола - пример того как биологические доводы используются по отношению к женскому телу для того, чтобы управлять социальной практикой".
Начиная с 1970-х годов женщины стали аппелировать к судебным инстанциям, добиваясь равных с мужчинами прав на боксерских рингах. С 1977 по 2000 год во всем мире было подано огромное количество исков к властям, имеющим отношение к регулированию бокса. Эти иски, поданные женщинами в местные и государственные органы, требовали предоставления женщинам различных прав, касающихся участия в боксерских состязаниях. Требования выдвигались самые различные - от увеличения количества раундов в женских поединках до проведения чисто женских состязаний в рамках ежегодного американского турнира "Золотые перчатки". С помощью всех этих исков женщины-атлеты боролись за легитимизацию женского бокса и справедливое регулирование женских боксерских поединков. В апреле 1992 года Гейл Грандчемп выиграла дело, восемь лет рассматривавшееся в верховном суде Массачусеттса - по решению суда незаконным объявлялось любое решение, отказывающее в праве боксировать по признаку пола. Канада последовала этому примеру в 1993 году. В октябре 1993 года, после проигрыша в суде, Боксерская Комиссия США была вынуждена признать, организовывать, регулировать и поддерживать соревнования по женскому боксу. В 1995 году женщины были впервые допущены к участию в турнире "Золотые перчатки". В том же году состоялся первый санкционированный чемпионат мира по женскому профессиональному боксу, а в 1996 году Любительская Ассоциация Бокса Англии проиграла судебное дело и также вынуждена была давать лицензии женщинам-боксерам.
Примерно с 1975 года женщины стали буквально штурмовать боксерские ринги, преодолевая упорное сопротивление властей и общественности. К 1990 годам женский бокс стал настолько распространен, что ему уже мало кто удивлялся.
По-настоящему массовый интерес к женскому профессиональному боксу возник в 1996 году после знаменитого боя Кристи Мартин с Дайдре Гогарти, Женский бой предварял основной поединок вечера - между тяжеловесами Майком Тайсоном и Френком Бруно. Женский поединок оказался намного интереснее основного - в нем было все, чем славен бокс - изощренная техника, накал страстей, нокдауны и даже кровь. Единоборство Мартин с Гогарти наблюдали 30 миллионов зрителей в более чем ста странах мира! Этот бой рассматривается многими как день рождения современного профессионального женского бокса.
В 1990-х годах женщины стали попадать в бокс практически прямо с улицы - через так называетые турниру "Крутая женщина". В этих турнирах на ринг выходили доброволки-любители, надевали боксёрские перчатки и сражались как могли, демонстрируя мужество, упорство, а иногда и элементы техники. Концепция "Крутого мужчины" была разработана бизнесменом из Мичигана Артом Доре в 1979 году. В один из уикендов он снял местную арену и открыл её для всех крутых парней. В 1996 Арт Доре бросил в бой девушек, добавив к "Крутому мужчине" "Крутую женщину". "С ума сойти, как публика жаждала увидеть женскую драку",- вспоминает он. Состязания крутых женщин имело огромный успех - как у зрителей в залах, так и у телезрителей платных каналов. С тех пор мужчские и женские пары последовательно выходили драться на один и тот же ринг, а состязания продолжали называть "Toughman", что уже могло означать "Крутой человек". Первой победительницей среди крутых женщин стала участница спортивного телешоу "Американские гладиаторы" Шеннон Холл, которая никогда в своей жизни не дралась и не боксировала - до того дня, когда она разделала под орех всех своих соперниц и завоевала приз. Просто она оказалась круче всех (см. видеоролик слева).
С 1995 года в популярный ежегодный турнир "Золотые перчатки" стали приглашать девушек, с 1999 года для женщин уже устраивали отдельные турниры. Участие в этих турнирах являлось хорошей школой для тех девушек, которые стремились стать настоящими боксёрами и выйти на профессиональный ринг.
Особенное внимание женский бокс привлек, когда в него пришли дочери трех великих боксеров прошлого - Лайла Али, Джеки Фрейзер-Лайд и Фрида Формен. Лайла Али вышла на профессиональный ринг в декабре 1999 года в возрасте 21 года, Джеки Фрейзер - в феврале 2000 года в возрасте 37 лет. а Фрида Формен - в июле 2000 года в возрасте 23 лет. Восьмираундовый бой между Али и Фрейзер состоялся уже в 21 столетии - 8 июня 2001 года и закончился победой Али по решению судей.
1900: Согласно легенде, первой женщиной, провозглашенной "чемпионкой мира по боксу", стала Полли Бернс. В 1900 году она приехала в Париж драться c чемпионкой Америки, Мэми Донован из Техаса, которая не явилаcь на бой, в результате чего Полли была объявлена чемпионкой мира. На самом деле, в те времена чемпионаты мира не проводились, хотя чемпионов мира во всех видах состязаний было очень много. В конце своей жизни Полли рассказала о своей боксерской карьере одной британской газете, но независимых свидетельств этого практически нет.
1901: Великий изобретатель Томас Эдисон создал кинофильм "Бокс сестер Гордон", в котором сестры-боксерши в прекрасно хореографированном поединке демонстрируют неплохую технику, скорость и грацию.
На ярмарке в Вишо в Англии состоялось "кулачное представление" - поединок по боксу между “чемпионкой мира по дамскому боксу из Лондона ” Рози Денверс и ярмарочным кулачным бойцом, "профессором Боллом" - об этом сообщал журнал "Шоумен" в 1901 году. "В заключительном третьем раунде Рози дважды посылала своего противника в нокдаун, завоевав победу в этом бою”.
Около 1902: Полицейская газета сообщала: "Около 1902 года мадемуазель Ауганьер побила мисс Пинки из Англии в свирепом бою. В этом бою бокс Сават (французский кикбоксинг) противостоял чистому боксу – Пинки лучше работала кулаками и после полутора часов кровавого поединка выглядела как победительница, но мадемуазель Ауганьер сумела ловко ударить соперницу ногой в лицо. Этот удар оставил ужасную отметину на лице английской девушки и потряс ее, так что француженка сумела еще крепко пнуть Пинки в живот и нокаутировала ее. Восторженные почитатели француженки вынесли ее с ринга на руках”. По-видимому, здесь речь идет о старинной (с 18 века) традиции нерегулируемых женских драк за приз - именно такие поединки были особо жестоки и кровавы.
1904: Бокс стал олимпийским видом спорта на Олимпийских играх 1904 года в Сент-Луисе (США). Женский бокс был представлен демонстрационными поединками. Однак женский бокс не закрепился в олдимпийском движении, в то время как мужской бокс и вольная борьба, дебютировавшие на этой Олимпиаде, сохранили свой олимпийский статус до настоящего времени.
1905: Первое упоминание о женской секции бокса. В колонке красоты газеты “Нью Йорк Ивнинг Уорлд” за 27 февраля 1905 года говорилось: “Для девушек полезно учиться боксировать”. Почему? Потому что “эти упражнения улучшают баланс тела, изящество и бодрость движений”. Упражнения, которые были особо рекомендованы школьницам включали хуки в голову и удары в солнечное сплетение. Согласно “Нью-Йорк Уорлд” молодые дамы, посещавшие “Академию Мэдисона” в Нью-Йорке, тренировались, среди прочего, в борьбе и в боксе. “Женщина-боксер Анни Линч наносила удары посильнее молодого мужчины. Каждый удар направлялся прямо от плеча, не неуклюже и медленно, как некоторые могли бы ожидать, но в нем чувствовался вес тела, инициировавшего его”.
Около 1912: Известный шоумен Вильям Мур выставлял женщин-бойцов на своих шоу. Его дети - сын и две дочери выступали перед входом в его боксерский павильон. Одна из его дочерей аннонсировалась как дама-чемпион по боксу. Крепко сложенные, в стилизованных костюмах, сестры Мур производили неизгладимое впечатление на провинциальную аудиторию. Мур был временно лишен лицензии на проведение шоу за то, что он разрешал своим дочерям участвовать в боксерских поединках.
1916: В феврале 1916 года состоялся боксерский поединок женщины с мужчиной. В репортаже за 29 февраля 1916 года говорится: “Хелен Хилдрет, дама – кулачный боец, прекрасно держалась в смешанном поединке против Джонни Аткинсона в тот момент, когда полиция и чиновник по боксу Фред Венк ворвались на ринг и приказали прекратить поединок”.
Графиня Жанна
Ла Мар. 1927г.
1920-е годы: Американка "Графиня" Ла Марр, бывшая балерина, стала боксером и успешно выступала в 1920-е годы в поединках за приз - как против женщин, так и против мужчин. Имея небольшой рост (157см), Ла Марр обладала мощным телосложением и считалась в те годы "чемпионкой мира по боксу" (хотя наверное она не была единственной в этом звании). После того как комиссии по боксу нескольких штатов запретили женщинам боксировать, Ла Марр поселилась в горах Калифорнии.
Бокс был одной из составляющих занятий по физической культуре среди дам г. Бостона (США).
На фотографии 1922 года, принадлежащей Джеку Демпси представлена команда женщин-боксеров из Германии.
“Полицейская газета” за 1924 год сообщала о жестоких боях по боксу Сават, в котором разрешены удары руками и ногами (Сават был тогда популярен, и даже 12-летние девочки участвовали в нем). В одном из описываемых поединков 25-летней женщина дралась с 17-летней девушкой: “Женщина бьет ногой в голову девушки; девушка отражает этот удар левой рукой и правым кулаком бьет женщину в живот... Этот бой закончился победой старшей участницы". "В другом бою победила мадемуазель Фари, которая после часа кровавого боя ударом ноги сломала челюсть другой девушке…" Вероятно, эти бои также проводились в рамках нерегулируемых "драк за приз".
В двадцатые годы Профессор Эндрю Ньютон (чемпион Британии по любительскому боксу в 1888 и 1890) организовал в Лондоне Клуб Бокса для девушек. Клуб процветал благодаря энтузиазму лондонских спортивных девушек. Наиболее известной боксершей в клубе была Анни Ньютон. Она участвовала в показательных боксерских матчах, в тех же представлениях, что и многие профессиональные боксеры-мужчины, которых тренировал Профессор Ньютон. В 1924 году был назначен бой на звание чемпионки мира среди дам между Анни Ньютон и Мисс Мэдж Бейкер. Предстоящий поединок широко комментировался в прессе и произвел огромный переполох. В результате, за неделю до назначенного времени, бой был отменен указом министерства внутренних дел. После Первой Мировой войны Анни Ньютон, военная вдова, боксировала, чтобы поддержать свою дочь.
Французская киностудия "Гомон" создала фильм "Лондонские женщины-боксеры" о девушках их этого клуба. Профессор Ньютон работал в этом фильме над боксерскими декорациями.
Еще одно свидетельство о том, что бокс был популярен среди американских дам как хорошая гимнастика для тела. В статье, опубликованной в 1928 году, говорилось, что гимнастический зал Джека О'Браена в зажиточном районе Бродвея, который раньше посещали одни мужчины, переименован в "Институт уменьшения плоти”, и в нем стали доминировать женщины. Среди прочих видов спорта, женщины практиковались и в боксе. Но, как и другие виды спорта, которые до этого считались только мужскими, женский бокс встречал резкий отпор и всеобщее отрицание и характеризовался как вредный для женщин. Это мнение обосновывалось тем, что такого рода занятия делают женщин мускулистыми, а значит - уродливыми. Кроме того, опасались, что сильные удары могут вызвать рак или другие неприятности для внутренних женских органов и молочных желез и таким образом повлиять на способность женщин рожать и выкармливать детей.
Около 1930: В конце 1920х – начале 1930х годов на английских ярмарках успешно боксировала мощная Анни Хейес (урожд. Хикмен), 1913 года рождения. Она иногда дралась с добровольцами из зрителей обоего пола. Когда Анни было 14 лет она боксировала с неким цыганом, усомнившимся, что она "чемпионка по боксу". Несколько раз уйдя от его ударов, Ани в конце концов попросту выбросила его с ринга.
Современница Анни Хикмен, Винни Лемм выступала в боксерских шоу под именем "Винни Девис, чемпионка по боксу среди дам". Винни выступала во многих демонстрационных боях в 1920е и 1930е годы, боксируя как с мужчинами, так и с женщинами. В издании "Всемирная ярмарка" за 1930 год упоминается шоу ее отца, на котором боксировали женщины. В 1929 году, в объявлении в местной прессе рекламировались бои Винни в Уэльсе: “Мисс Винни Девис, дама-чемпион по боксу в весе мухи будет боксировать с мужчиной, хорошо извеcтным в Абердине боксером”. Винни участвовала в демонстрационном поединке против Лена Харви, британского чемпиона-средневеса.
1941: Графиня Джин Ла Марр, сорокалетняя миниатюрная боксерша, выступала в лагере в Валиермо, Калифорния, где проводились боксерские состязания. Она дралась вглавным образом с мужчинами. Однажды она нокаутировала двух мужчин за один вечер. При ее невнушительном росте, она весила 77 кг, причем в ее теле было больше мышц, чем жира.
1950-е годы: Три женщины доминировали на боксерских рингах в 1950-х годах и играли важную роль в развитии и становлении женского бокса в мире:
- Барбара Баттрик (Великобритания, США), вес мухи. Считается "Матерью современного женского бокса". Она была жестким бойцом, она иногда разбивала и ломала носы (в том числе, своему бывшему мужу, с которым она работала в спарринге). Она провела 12 нокаутов, и никогда не была нокаутирована сама. Ее послужной список: 30-1-1. Баттрик начинала свою боксерскую карьеру в боксерских павильонах, на передвижных рингах, переезжая от деревни к деревне и проглашая желающих побоксировать. Спортивные обозреватели считали ее быстрой и техничной, а ее выносливость - внушительной.
- Джоэнн Хаген (США), легкий вес - единственная женщина, сумевшая победить Барбару Баттрик (в 1957г.). Хаген двигалась по рингу очень элегантно, при этом, ей удалось нокаутировать немало соперниц (и делала это тоже с изяществом). Хаген была высокой красивой блондинкой - ее женственность всегда удачно контрастировала с жесткими боксерскими декорациями.
- Филлис Куглер (США), вес пера. Она провела более 50 боев, включая демонстрационные поединки. Она проиграла только Барбаре Баттрик. Вне ринга Куглер выглядела очаровательно и женственно, в то время как на ринге она перевоплощалась в нечто противоположное. В июле 1957 г. Орден Полицейского Братства удостоил Куглер титула "Боксерша и Королева Красоты Года".
В 1952 году Джоэнн Хаген дралась с мужчиной, Нормом Джонсом, и победила его в четырехраундовом бою - по решению судей.
9 сентября 1954 года Барбара Баттрик участвовала в первом женском боксерском поединке в Канаде. Впервые в истории, женский профессиональный бокс транслировался по радио (по другим версиям - по телевидению).
В 1956 году Хаген и Куглер участвовали в знаменитом телешоу Стива Аллена. Их представили как "чемпионок мира по боксу". дамы пришли в вечерних платьях (особенно эффектно выглядела Хаген), а затем прямо на сцене (за ширмой ) переоделись в боксерскую униформу. Хаген слегка побоксировала с Алленом, но он быстро сдался. Затем состоялся поединок Хаген с Куглер, обьявленный как "матч за звание чемпионки мира".
9 Октября 1957 года Барбара Баттрик победила в первом "Женском Мировом Чемпионате по Боксу" в Сан Антонио, Техас. В этом же году она потерпела единственное поражение в своей карьере профессиональной боксерши - от Джоэнн Хаген.
1960: Мировая чемпионка в весе 57кг, Джоэнн Хаген из Акрона (Огайо, США), собрала 4 тысячи зрителей в Цинцинатти, наблюдавших за ее шестираундовым боем с Пат Эмерик.
Барбара Баттрик установила мировой рекорд: 12 лет боксерской карьеры – самой длинной в истории женского бокса. За 12 лет выступлений на ярмарках и на профессиональном ринге, она провела более тысячи боксерских матчей, большинство из них - против соперников-мужчин.
1970-е годы: В 1970-е годы делались попытки модифицировать бокс, сделав его более "гуманным" и приемлемым для женщин. Одна из таких попыток - бокс, в котором разрешены удары только в торс и запрещены удары в голову (как будто торс у женщины менее уязвим, чем голова). Видеоклип слева воспроизводит "легкий" корпусной женский бокс, в котором, однако используются удары в шею, запрещенные в "нормальном" боксе.
1975: Мэрион Бермудес участвовала в турнире по любительскому боксу "Золотые перчатки" в Аризоне и сумела досрочно победить первого же соперника-мужчину.
Джекки Тонаванда вошла в историю своим выступлением в знаменитом Мэдисон Сквер Гардене в Нью-Йорке, где она сражалась с кикбоксером-мужчиной Ларри Роданией. Тонаванда нокаутировала его во втором раунде. Тонаванда надеялась, что после этого выступления она получит лицензию штата Нью-Йорк, но ей было отказано вместе двумя другими женщинами-боксершами - Леди Тайгер Траймер и Кети "Кэт" Дэвис, которые также добивались права драться в Нью-Йорке.
В январе 1975 года Ева Шайн написала письмо Эдвину Дули, председателю Комиссии по спорту штата Нью-Йорк, в котором просила дать ей разрешение судить бои профессионалов. Через неделю он ей ответил, предложив прийти для собеседования. Собеседование сосоялось 6 января 1975 года, и на другой день Ева узнала, что комиссия единогласно проголосовала за присвоение ей статуса судьи. Ее первый матч в качестве рефери состоялся в День Благодарения в 1975 году. Через два года, 29 сентября 1977 года, в качестве бокового судьи, Ева впервые участвовала в судействе боя в "Мэдисон Сквер Гарден" за звание чемпиона, в котором встречались Мохаммед Али и Эрни Шаверс. Шайн стала первой женщиной-судьей в чемпионате тяжеловесов. Впервые женщина-судья появилась в знаменитом Мэдисон Сквер Гардене. Имя Шайн было внесено в Книгу спортивных рекордов Гиннесса, и это занятие в конце концов стало обычным для женщин. Ева Шайн умерла от рака в 1999 году.
1976: Двадцатиоднолетняя Лавонна Лудиан из Лас-Вегаса, была исключительно популярна как боксер, собирая огромные толпы зрителей. Будущий создатель "Крошки на миллион долларов", Клинт Иствуд, был ее почитателем и посещал ее бои.
В 1976 году боксерша Пэт Пинеда стала первой лицензированной боксершей в штате Калифорния. В 1978 году, после продолжительных судебных тяжб, боксерские лицензии получили сразу три боксерши из штата Нью-Йорк: Кэти Дэвис ("Кошка"), Джеки Тонаванда и Мериан Тримиар ("Леди Тигр"). В этот период многие женщины впервые получали лицензии на боксерские поединки, что инициировало интерес к этой теме и поток публикаций и паблисити. Это, в свою очередь, подтолкнуло многих женщин к занятием этим видом спорта. (Представители WBAN беседовали с боксершами 1950х годов, утверждавшими, что у них есть лицензии, но ни одного письменого подтверждения этому в настоящее время нет).
Перчатки Мисси Джуниор" - первый боксерский клуб (Техас, США), в котором боксировали юные девочки в 1970-е годы. Дойл Уивер, музыкант и боксер, преданный боксу, был одержим идеей создать боксерский клуб для девушек.
Диана Сиверсон, королева Роллер Дерби, была одной из самых сильных боксерш конца 1970-х годов. Она прославилась красивым нокаутом, в который она послала Ким Мэйби, уступая той в весе 9кг. Этот нокаут можно считать первым официально зафиксированным нокаутом в женском боксе.
1977: Официальный запрет на женский бокс в США был отменен - спустя почти сто лет с момента профессионального боксерского поединка, состоявшегося в Файеттевилле, штат Северная Каролина - бокс был вне закона в округе Кумберленд с 1880 до 1977. В ноябре 1977 года Кэти Дэвис ("Кошка") дралась с Марджи Дансон.
1978: Джинджер Кофман и другие женщины впервые участвовали в официально санкционированном любительском турнире по женскому боксу в Миннесоте.
1979: Ширли Такер ("Девушка-зебра") выступила за увеличение числа раундов в женских поединках. Ее поддержал "Союз за гражданские свободы", и, в конце концов, они заставили Комиссию штата Калифорния изменить правила регулирования боксерских поединков и разрешить женщинам драться более, чем 4 раунда.
1980: Знаменитый промоутер бокса Дон Кинг написал о женском боксе в первом женском боксерском журнале (WBB) в марте 1980 года: "Женский бокс - занятие, неприемлемое в прошлом. Ничего нового в этом нет, Но я думаю, что он становится более приемлемым. Я никогда не был противником женского бокса. Я всегда выступал за права человека, за равные права".
1982: В феврале 1982 года Джилл Лафлер, девятнадцатилетняя студентка колледжа области Ланзинг, пожелала быть первой участницей турнира "Золотые перчатки". Она возбудила гражданское дело, которое потом вынуждена была отозвать. Лафлер проиграла дело на ранней стадии, когда Окружной судья Венделл Майлс вынес решение не в ее пользу. Несмотря на поражение Лафлер, это громкое дело раскрыло многим глаза, они осознали, что штатские агенства должны принять новые законы, регулирующие участие женщин в боксе.
1983: 21 октября 1983 года бой Дарлины Валдес с Холли МакДэниел стал первым женским боксерским поединком, который транслировался как основной. Это был самый длинный женский профессиональный бой, он проводился по мужским правилам того времени - пятнадцать раундов по три минуты, в восьмиунцевых (227г) перчатках. В одиннадцатом раунде красавица МакДэниел, мать трехлетнего ребенка и бывшая "Мисс Школа" получила травму носа, но держалась мужественно до конца боя, который она все-таки проиграла.
1987: В апреле 1987 года Бывшая чемпионка мира в легком весе Мериан Тримиар ("Леди Тигр") держала хорошо разрекламированную месячную голодовку, потеряв в весе 10кг. Она добивалась прав для женщин – профессиональных боксеров, повышения оплаты и улучшения условий их работы. Она это делала не для себя, а для других. Тримиар и другие протестанты пикетировали промоутеров, когда те появлялись перед телекамерами. Тримиар публично заявила: "Если к женщинам-боксерам не станут относиться по-другому, мы будем до конца жизни драться как новички, и у нас не будет будущего".
1992: В апреле 1992 года, после восьмилетней тяжбы в суде штата Массачусеттс, Гейл Грандчамп из Северного Адамса, добилась права участвовать в боксерских поединках. Верховный суд штата постановил, что отказывать в праве боксировать по причине половой принадлежности - незаконно. Пока она добивалась права боксировать как любительнице, ей стукнуло 36 - максимальный возраст для любителей. Хотя она знала, что ее борьба не поможет ей выступать в любительском боксе, Грандчамп в конце концов добилась права выступать на профессиональном ринге.
1993: В марте 1993 года шеснадцатилетняя Даллас Маллой стала первой женщиной, бросившей судебный вызов "Любительской ассоциации бокса США", которая не разрешала женщинам соревноваться. Маллой подала иск в федералный суд, обвинив ассоциацию в дискриминации по признаку пола. Маллой выиграла дело, что получило широкую всеамериканскую и международную огласку. Даллас Маллой и Хезер Пойнер стали первыми женщинами, которые выступили в санкционированном любительском бою в штате Вашингтон. Хотя Маллой разрешили заниматься боксом, она бросила это занятие через год, заявив, что это "скучно". (Надо отметить, что в СМИ это событие называют "первым в истории" женским любительским поединком, хотя на самом деле первый женский любительский женский бой состоялся в 1978 году в Миннесоте.
В июне 1993 года Джо-Энн Ньюмен из графства Айкен стала первой женщиной-рефери на любительском боксерсконм поединке на уровне юных боксеров-олимпийцев. Ньюмен - первая и единственная женщина-рефери в Южной Каролине. Она занимает находится ряд административных должностей, в том числе, она председатель юношеского олимпийского комитета шата – она была выбрана на эту должность в 1991 году.
В октябре 1993 года, после проигрыша в суде, Любительская ассоциация бокса США приняла правила, регулирования и программу развития женского любительского бокса.
1995: В 1995 году в ежегодном турнире "Золотые перчатки", спонсируемом нью-йоркской газетой "Дейли Ньюс", в первый раз участвовали и женщины. Боксерша-любительница Ди Хамагучи первой сумела пробить этот барьер, открыв путь в бокс будущим чемпионкам-профессионалкам. За год до этого Ди Хамагучи подала заявку на участие в турнире турнире "Золотые перчатки", не упоминая, что она – женщина (она оставила пропуск в графе "пол"). К сожалению она не пришла на физический тест и не участвовала в соревнованиях.
1996: 16 марта 2006 года Кристи Мартин встретилась с Дайдре Гогарти. Этот бой рассматривается многими как день рождения современного профессионального женского бокса. Шестираундовый мордобой с кровопусканием произвел огромное впечатление на зрителей (включая публику в самом зале и миллионы зрителей платных кабельных каналов) и затмил основной бой тяжеловесов, в котором Майк Тайсон легко победил Франка Бруно. Этот поединок вызвал поток репортажей, а журнал "Иллюстрированный спорт" опубликовал материал, посвященный Мартин. Несмотря на то, что Мартин – признанный лидер в этом виде спорта, она ясно дала понять, что не является сторонницей широкого развития женского бокса, видимо считая, что он подходит только одной женщине - ей самой.
В ноябре 1996 года Ассоциация любительского бокса Англии проголосовала за снятие 116-летнего запрета на участие женщин в боксерских соревнованиях. Но не все были согласны, чтобы десятилетние девочки участвовали в спаррингах и соревнованиях.
Увеличение числа женщин-боксеров заставило ассоциацию бокса США организовать четырехдневный любительский турнир в Огасте. Этот прорыв был подготовлен победой женщины из Сиэттла, выигравшей в 1991 судебное дело против организаторов боксерских соревнований, которые не давали ей возможности участвовать. В 1993 году женщин приняли в члены "Любительской ассоциации бокса".
1997: В июле 1997 года Ассоциация бокса США организовала первый в истории национальный женский чемпионат.
Джо-Мари Мур стала первой дочерью знаменитого боксера (Арчи Мура), вышедшей на ринг (хотя многие считают первой "дочерью" Лайлу Али). Профессиональный дебют Джо-Мари, в котором она победила по решению судей, состоялся в 1997 году.
1998: Британка Джейн Кауч (по кличке "Сокрушающая корабли") подала в суд на Управление Британского совета по боксу за дискриминацию по признаку пола – управление отказало ей в выдаче лицензии на участие в боях на территории Великобритании. Кауч, которой отказывали в боксерской лицензии, начиная с июня 1997 года, была непреклонна в своем стремлении заставить ассоциацию предоставить ей лицензию. Кауч добилась права боксировать и 25 ноября 1998 года досрочно победила Симону Кукич из Германии во втором раунде; это произошло в Стритаме, Велокобритания.
1999: Дочь Мохаммеда Али, двадцатиоднолетняя Лейла Али ("Жалящая пчела") дебютировала как профессиональный боксер в казино "Катящийся камень" в Вероне, штат Нью-Йорк. Внимание прессы к дочери Али, после того как она заявила о решении пойти в профессиональный бокс, было огромным, не сравнимым с освещением любого другого события в мире женского бокса. Для дебюта Лайлы была выбрана абсолютно безопасная соперница - Эйприл Фаулер - нетренированный новичок. Бой продолжался всего 31 секунду и не дал возможности Лайле зарекомендовать себя.
Событие, объявленное как "первый" санкционированный бой между мужчиной и женщиной, состоялось 9 октября 1999 года в Сиэттле, штат Вашингтон (по случайному совпадению - через день после дебюта Лайлы Али). Маргарет МакГрегор встретилась с боксером Лоем Чоу в четырехраундовом бою. Это событие привлекло внимание международной общественности и высветило ряд проблем женского бокса. После того, как шумиха улеглась, этот бой определили как "демонстрационный", так что это был далеко не "первый" смешанный бой в истории женского бокса.
2001: Самый важный поединок Лейлы Али (и самый важный женский бой с момента боя Мартин-Гогарти) состоялся 8 июня 2001 года. В присутствии 8 тысяч зрителей и сотен представителей прессы и телевидения состоялся четвертый поединок Али-Фрезер. Развязка давнего спора Мохаммеда Али и его главного соперника Джо Фрезера произошла в бою дочери Али и дочери Джо - Джекки Фрезер. Восьмираундовый бой произвел огромное впечатление на публику. Две боксерши заставили замолчать многих критиков женского бокса. Более ста тысяч зрителей заплатили за платный телевизионный просмотр этого боя (в котором победила Али), что удивило даже специалистов.
Так начался 21 век в мире женского бокса..
Кристи Мартин (урожд. Сэлтерс, род. 12 июня 1968г.) - одна из самых известных и титулованных профессиональных боксёрш в двадцатом веке. Общепризнанно, что именно она легитимизировала участие женщин в профессиональном боксе. Дочь американского шахтёра и школьной учительницы, Мартин стала звездой телевидения. Начинала она свою боксёрскую карьеру в турнире "Крутая женщина", в котором выиграла подряд три титула. Послужной список Мартин на профессиональном ринге впечатляющий: 49 побед (из них 31 - нокаутом), 7 поражений и 3 ничьи. Она постоянный участник ежегодных церемоний в "Пантеоне боксёрской славы" и одна из основных подписантов автографов.
Путь к широкому признанию женского бокса был длинным и тернистым, ведь бокс, пожалуй, - это одно из самых "неженских" занятий, которые можно себе представить. Пот ручьем, разбитые физиономии, перебитые носы, заплывшие глаза, жестокие удары в живот, в грудь, в челюсть, в нос, нокдауны, нокауты, состояние "грогги" и т.д. и т.п. - такие вещи всегда относили к крайним проявлениям мужской агрессивности.
Да, кажется спартанки по легендам иногда участвовали в кулачных боях. Да, газеты 18 века писали о Элизабет Вилкинсон-Стокс и ее соперницах. Но все это было так давно; как они дрались, никто не представляет. До самого недавнего времени никто и представить себе не мог, что женщина может выйти на профессиональный ринг и драться по-настоящему, как мужчины, с присущей боксу спортивной яростью и в полную силу. При всем уважении к таким боксершам прошлого как Анни Хейес, Барбара Баттрик, Джоэнн Хаген, Филлис Куглер или Джекки Тонаванда, их выступления были бесконечно далеки от реального бокса (профессионального или любительского) - они в сущности представляли собой лишь шоу, вроде современного профессионального реслинга.
Действительно, тому, кто ни разу не видел современного профессионального женского бокса, невозможно его себе представить. В последнее десятилетие 20 века нашлись женщины, которые заставили всех не только представить это себе, но и воспринять женский бокс серьезно. Благодаря им, наши привычные представления о женском поле решительно и стремительно изменились. Первой среди пионерок профессионального бокса без сомнения является Кристи Мартин, которая произвела фурор на ринге.
Но перед тем Мартин ворвалась на боксерский ринг, другие единоборки прокладывали ей путь на ринг, и прежде всего, кикбоксерши. В кикбоксинге бьют не только перчатками, но и ногами (а в некоторых стилях и коленями) и бьют не только выше пояса. Казалось бы этот вид единоборств еще более жестокий и неженский. Но так уж случилось, что женщины сначала пришли в кикбоксинг, где им легче было начать и проявить себя. По мере того как кикбоксинг завоевывал популярность у женщин (в том числе и в форме аэробики и шейпинга), произошло своего рода "привыкание" к образу женщины на ринге, они стали осознавать, что могут реально и всерьез драться на ринге. Впоследствии, многие ведущие кикбоксерши перешли в профессиональный бокс, в котором можно заработать и который традиционно более популярен у зрителей.
До 1990х годов женщины спорадически появлялись на боксерских рингах, хотя легального статуса женский бокс мало где имел. Можно отметить бой между Дарлин Валдес и Холли МакДэниел, который состоялся в октябре 1983 года и стал первым женским боксерским поединком, который транслировался как основной; к тому же это был самый длинный женский профессиональный бой, он проводился по мужским правилам того времени - пятнадцать раундов по три минуты, в восьмиунцевых перчатках. Тем не менее, до 1990х годов, особенно до первого "телевизионного" боя Кристи Мартин, женский бокс был "за кулисами", далеко за пределами "мейнстрима".
В 1996 году состоялось историческое событие, которое заставило мир заговорить о женском боксе. Бой Кристи Мартин с Дидре Гогарти, заявленный как "андеркард" мужского боя затмил поединок Майка Тайсона и Франка Бруно, который планировался как основной поединок вечера. Все сходились на том, что женский бой был намного ярче, чем мужской. По оценка, за боем наблюдало около 30 миллионов семей более чем в ста странах. Не прошло и двух недель как портрет Мартин в боксёрском снаряжении появился на обложке журнала "Спорт Иллюстрейтед". Бой произвёл большое впечатление на боксёрских промоутеров и импресарио Дона Кинга и Боба Арума, которые стали искать других женщин-боксёров для организации женских поединков "андеркард" престижных боёв мужчин.
Женский бокс стал исключительно популярен в 1990х годах с появлением суперзвезды, американки Кристи Мартин (рожд. в 1968 году), дочери шахтера и школьной учительницы. С ее появлением, поединки по женскому боксу стали постоянно транслироваться по телевидению. Кристи Мартин (164см/67кг) стала первой женщиной, которая привнесла на ринг новые для женского бокса качества: ярость, задор, технику, упорство, жесткость, резкость (и если хотите, беспощадность). Среди сильных сторон ее боксерского таланта - агрессивный стиль, неуемная жажда атаки, сильный удар, умение наносить удары в комбинациях, умение преодолевать отчаянное сопротивление. Она неутомимо и страстно атакует соперницу, стараясь решительно сокрушить ее (из 47 побед, 31 Кристи завершила нокаутом) - Кристи называет себя "бойцом концентрированного действия". В то же время, она совсем не выглядит мужеподобно - у нее нормальная женская фигура. Мартин привлекает зрителей и любителей бокса сочетанием безжалостной боевитости и своеобразной женственности.
В 2002 году Кристи Мартин дралась с Лайлой Али, дочерью великого боксера Мохаммеда Али. На самом деле, соперницы не имели права драться, поскольку пребывали в разных весовых категориях. Обе соперницы хотели этого боя. Али не без основания надеялась победить более мелкую соперницу и доказать, что она действительно отличный боксер, а не просто баловень судьбы. Мартин жаждала победить Али, поскольку та незаслуженно затмила ее славу. (Писали, что Мартин положила в карман халата тяжелый груз, чтобы быть допущенной к бою). Существенно уступая сопернице в весе и в росте (параметры Али: 74 кг / 178 см), Мартин потерпела в этом бою поражение.
Будучи самой известной и заслуженной боксершей, Кристи Мартин тем не менее, не считает бокс нормальным видом спорта для женщин: "Это мужской мир, и я лишь пытаюсь приноровиться к нему", - говорит она. "Не нужно создавать специальный вид спорта - женский бокс. Он еще недостаточно развит, чтобы быть женским видом спорта как гольф и теннис".
Кристи Мартин тренировалась под руководством своего мужа, Джима Мартина. Её муж, который совмещал должности ее тренера и менеджера, дрался в 1970х годах в тяжелом весе и ушел из бокса с послужным списком 17-9. Он тренировал только боксеров-мужчин, пока один из его друзей не познакомил его с Кристи, которая работала учительницей на подмене в Орландо. Джим сам рассказывал так: "Сначала я сказал Нет! Затем я подумал, что надо дать ей возможность попробовать себя в спарринге с моими боксерами, тогда охота к боксу у нее пропадет. Но этого не произошло. Она стояла на своем, и я был поражем. я изменил свое мнение [по-поводу женского бокса]. затем одно повлекло за собой дригое - мы полюбили друг друга и поженились". К сожалению, между супругами случился трагический инцидент, и Джим получил длительный тюремный срок за покушение на жизнь супруги.
Кристи Мартин также работала как актриса, снявшись в трёх фильмах: Sidekicks (1992), CrissCross (1992) and Capps Crossing (2017).
Кристи Мартин доказала, что женщина может быть безжалостным бойцом и оставаться настоящей женщиной, даже если такое сочетание - все еще редкость...
Люсия Фредерика Рийкер (правильное голландское произношение - Рейкер) - профессиональная боксёрша, кикбоксёрша, тренер и актриса из Нидерландов, в настоящее время живет в Калифорнии, США. На рубеже веков её считали сильнейшей боксёршей мира вне зависимости от весовой категории. Её нвзывали "Королевой молний". Люсия Рийкер подняла женский бокс на высочайший уровень, она превратила "сладкую науку" в "фехтование на кулаках". Старший вице-президент американской телекомпании "HBO Sports" Лу ДиБелла заявил, что "если бы многие боксерши имели бы такой уровень как Рийкер, то он бы транслировал женский бокс по HBO".
Средневеску Люсия Рийкер (рост 168см), живущая в Лос-Анжелесе, называли "самой опасной женщиной в мире", имея в виду, что на женском ринге ей нет равных.
В то время как Кристи Мартин является наиболее известной боксершей 20 века, другая единлборка, Люсия Рийкер, считалась "самой опасной женщиной в мире". Она ни разу не проигрывала женщинам на ринге - ее послужной список в боксе 18-0 (14 нокаутов), в кикбоксинге - 37-0 (25 нокаутов). За свою карьеру она завоевывала пять мировых чемпионских поясов. Единственное поражение она потерпела во время показательного боя по Муэй Тай с мужчиной - чемпионом мира Сомчаем Джейди из Новой Зеландии. На самом деле, это был единственный в истории реальный бой на ринге между мужчиной и женщиной, в котором мужчина не давал форы сопернице. Люсия мужественно противостояла опытному сильному бойцу, который дрался в полную силу (она была нокаутирована во втором раунде).
Рийкер родилась в Амстердаме 6 декабря 1967г. С шести лет занималась дзюдо. В семь лет стало членом детской сборной Нидерландов по софтболу. В тринадцать лет стала заниматься фехтованием и стала чемпионкой Нидерландов среди юниорок. Позже, навыки фехтования позволили привнести в её стиль боксёра изысканность и изощрённость.
Рийкер начала заниматься кикбоксингом в 15 лет, тренируясь в одном из самых престижных спортивных школ Нидерланов, в зале Йохана Васа. Она тренировалась и работала в спарринге исключительно с мужчинами, ведущими боксёрами и дзюдоистами. Она ворвалась на высокий уровень женского кикбоксинга 15 января 1984 года, после своего шестого поединка, в котором она разгромила чемпионку Америки Лилли Родригес (сестру тогдашнего чемпиона мира по кикбоксингу Бенни Уркидеса). Всего через полминуты после начала поединка, рассчитанного на пять раундов, Люсия Рийкер буквально вывела из строя свою соперницу мощной серией по ногам.
Выступая на рингах Европы и Японии Рийкер завоевала международную репутацию сильнейшей кикбоксёрши. 6 октября 1985 года, в Амстердаме, она победила тогдашнюю чемпионку мира Шерил Уилер из США (это поражение заставило Шерил, которой Люсия сломала в том поединке нос, уйти из спорта). Она также победила чемпионку Франции Нэнси Жозеф в трехраундовом бою, за полминуты нокаутировала британскую звезду Энн Холмс (26 апреля 1986 года в Амстердаме) и за 15 секунд вырубила известную французскую кикбоксёршу Даниэллу Росар (14 февраля 1988 года в Арнеме).
Послужной список Люсии Рийкер в кикбоксинге впечатляет: она победила во всех 36 боях, из них нокаутом - 25 (70%), выиграв четыре различных мировых титула.
Единственное поражение в своей жизни она потерпела от мужчины - в демонстрационном поединке по Муэй Тай в октябре 1994 года. Люсия дралась с опытным таиландским бойцом Сомчаем Джейди на спортивной арене Зуид. Оба бойца сражались в полную силу, причём бой был равным - до второго раунда, когда Сомчаю удалось пробить брешь в обороне Люсии, и она была нокаутирована. По сути, это был единственный в истории реальный бой на ринге межну тренированными мужчиной и женщиной, в котором мужчина не дал женщине никаких скидок. По мнению специалистов, несмотря на поражение, Люсия показала на высокий уровень и беспримерное мужество.
Бой между Люсией Рийкер и Кристи Мартин должен был состояться 30 июля 2005 года в зале казино "Мэнделей Бэй" в Лас-Вегасе. Известный американский промоутер, Боб Арум, сделал этот поединок главным сробытием вечера и назвал его "Дамский бой на миллион долларов (остальные запланированные бои были мужскими). Обеим боксершам гарантировался приз в 250 тысяч долларов, а победительнице - дополнительно 750 тысяч. К сожалению, Рийкер не довелось осуществить мечту на миллион долларов. 20 июля 2005 года было объявлено, что во время тренировки Рийкер сломала ахиллесову кость и что для выздоровления требуется от четырех до семи недель. В конце концов, бой был отменен. Обе боксёрши сожалели, что упустили шанс встретиться на ринге на пике своих боксёрских возможностей и заработать рекордный приз. В 2006 году Рийкер заявила, что перед уходом с профессионального ринга она хотела бы драться с Лейлой Али. Но и этот поединок не состоялся.
Люсия Рийкер как-то сказала, что "Кристи Мартин отворила широкую дверь в бокс для женщин".
Люсия Рийкер также стала героиней документального фильма 2000 года режиссёра Кати Банковски "Борьба с тенью" (буквально "Теневые боксёры" - "Shadow Boxers"), посвященного женскому боксу. Критик элитного журнала "Нью-Йоркер", Хилтон Элс назвал этот фильм, завоевавший несколько престижных премий, "ошеломляющим, гуманным, остроумным и политически важным". Ванкуверская газета "Сан" писала: "Shadow Boxers - проницательное повествование, это достижение в кинематографии, далеко выходящее за рамки киноэкрана".
Дополнительный интерес в мире к женскому боксу возник после показа оскаровского фильма 2005 года "Крошка на миллион долларов", в котором Люсия Рийкер не только тренировала актрису, но и сыграла роль злодейки-боксёрши, покалечившей главную героиню. Кстати, режиссёр фильма и исполнитель ведущей роли, Клинт Иствуд, задолго до этого проявлял жгучий интерес к женскому боксу.
В отличие от Кристи Мартин, которая выглядит как вполне ординарная женщина, которую не выделишь в толпе, Люсия Рийкер - это настоящая атлетическая модель если, конечно, она находится вне ринга. )
Люсия Рийкер исповедует буддизм и посвящает часть своего времени ежедневным медитациям. Она владеет четырьмя языками. Она также работает актрисой - помимо участия в "Крошке на миллион долларов" она играет в телесериале "The L Word", описывающем жизнь группы лесбиянок, их друзей и родственников в большом Лос Анжелесе.
В одном из интервью Люсию Рийкер спросили, что она чувствует как боксёр. Она ответила так: "Иногда наблюдая за боксёрским поединком или участвуя в нём, я вижу как там мутузят друг друга, нанося реальные травмы. Это меня огорчает. Но бокс - это не просто работа, позволяющая заработать на кусок хлеба с маслом, это любимый вид спорта, любимое занятие, позволяющее выработать умение концентрироваться на главном. Я люблю тренироваться, я люблю самосовершенствоваться, это нечто особенное. В поединке участвуют два человека, они наносят боль и терпят боль, они подвергают себя и другого риску, там также присутствует страх. В боксе необходимо уметь контролировать себя, чётко координировать движения, концентрироваться, ну и так далее. Многое прекрасно в этом виде спорта! Когда вы смотрите боксёрский поединок, вас может кое-что огорчить, как огорчает меня, я уже об этом сказала. Но когда ты проходишь через многонедельные тренировки и достигаешь некоего совершенства, а затем участвуешь в одном поединке за другим, побеждаешь и становишься чемпионом, это уникальный, ни с чем не сравнимый опыт. И, чтобы забрать это всё у кого-то, нужна очень веская причина. И если эта причина - возможное повреждение мозга, то я смирюсь с [запретом бокса], у меня не будет с этим прблем. В конце концов, существуют другие виды спорта, которыми можно заниматься. Если они запретят бокс, я найду чем заняться и куда применить свои творческие возможности. Это не будет концом света. Вы только можете нанести вред тем людямЮ которые не умеют ничего другого и этим зарабатывают на жизнь".
Women Kickboxing
Christy Martin
Lucia Rijker
Interview with Lucia Rijker - by Tom Gerbasi of the Cyber Boxing Zone Journal, July 1998
Lucia Rijker--War with Christy Martin
Looking for a Fight - by Brendan Bernhard
Похожие новости
Летнее платье выкройка бурда
Игольчатое плетение бисером
Самые лучшие оригами
Воротнички вышитые бисером
Поделки оригами для детей видео
Образовательная программа вязание крючком
Ансамбль узоры прикамья
Вязание носков крючком описание схемы
Схема пасхальных яиц оригами
Новогодние поделки из соленого теста фото